Девять цитат Гюстава Лебона

7.01.2016-8N8rM_jYXf4

 

Французский социаль­ный психолог и социолог Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) написал свою книгу «Психология масс»  в самом начале ХХ века – то есть уже более ста лет назад.

Но она не только не потеряла актуальность, а наоборот стала своего рода отправной точкой для авторов всех известных сегодня технологий манипуляций общественным мнением.

Авторы теории «цветных» государственных  переворотов несомненно не только читали Лебона, но и «творчески переработали».

Эту книгу надо обязательно прочитать каждому.

Но мы начнем её изучение с нескольких цитат. Которые наглядно покажут нам, что приемы управления толпами и целыми народами, манипуляторы из западных спецслужб придумали вовсе не сами…

Цитата 1. «Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает по­клоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой».

Киев. 2013—2014. Майдан. Обещания безвизового въезда в Европу, резкого роста уровня жизни, ликвидации коррупции. Людям хочется в это верить. Ничего это не будет сделано – наоборот, начнется гражданская война и экономика Украины начнет движение в пропасть. Но люди готовы верить тому, что им нравится.

Цитата 2. «Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Кажется, Наполеон сказал, что суще­ствует только одна заслуживающая внимания фигура риторики — это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина».

А теперь давайте вспомним фрагмент из российской истории. 2011—2012 год. «Величайший мыслитель современности» Навальный запускает «придуманный» им мем  «партия жуликов и воров» (пжив). И все это начинают повторять все либералы, все интернет-ресурсы. Повторять сотни и тысячи раз. Все по Лебону. Ничего нового. Повторяйте и через полгода «истина» покажется всем доказанной.

Цитата 3. «Читая по­стоянно в одной и той же газете, что А — совершенный негодяй, а В — честнейший человек, мы в конце концов становимся сами убежденными в этом, конечно, если только не читаем при этом еще какую-нибудь другую газету, высказывающую совершенно противоположное мнение. Только утверждение и повторение в состоянии состязаться друг с другом, так как обладают в этом случае одинаковой силой».

На Западе практически нет альтернативных медиа. На Украине первое, что сделали путчисты придя к власти – отключили российские каналы. Почему? Противоположное мнение. Его сейчас почти нет на Западе и совсем нет на Украине. Отсюда и вера граждан Украины, что жители Донбасса сами обстреливают себя.

Цитата 4. «Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные историче­ские события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей».

Тот, кто формирует изменения в мыслях, то управляет социальными процессами. И вот гражданам Украины внушают, что «дальше так жить нельзя!». Выводят на улицы. Итоги налицо. Но когда жизнь стала многократно хуже – и морально и материально, никто новый майдан не делает. Потому, что сначала надо изменить мысли, а мысли контролируют те, кто контролирует СМИ.

Цитата 5. «Исто­рия указывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения заверша­ется бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы на­правлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства».

Когда видите «народную люстрацию» на Украине, или «активистов», блокирующих здания или учреждения, вспомните эту цитату мудрого француза.

Цитата 6. «Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху суще­ствует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им».

В начале ХХ века еще не изобрели поп и рок музыку, еще не было массового кинематографа и телевидения, а принцип уже был придуман. Нужен образец! И зачем на майдане певица Руслана и другие деятели культуры?

Цитата 7. «Верить в преобладание революционных инстин­ктов в толпе — это значит не знать ее психологии. Нас вводит тут в заблуждение только стремительность этих инстинктов. Взрывы возмущения и стремления к разрешению всегда эфемерны в толпе. Толпа слишком управляется бессознательным и поэтому слишком под­чиняется влиянию вековой наследственности, чтобы не быть на самом деле чрезвычайно консервативной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству».

А вот эта цитата поясняет нам, почему после всякой революции режим становится еще более тираническим, а свободы значительно меньше.

Цитата 8. «Толпа, способная мыслить только образами, воспри­имчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков».

Образы толпе и дают. Образ «избитых студентов» на майдане стал одним из катализаторов нарастания беспорядков. Образ «страшных коррупционеров» ворующих деньги стал общим местом для создания нужного настроения в разрушении многих государств.

Обязательно в каждом цветном сценарии дается и визуализированный образ «протеста». Белая лента, оранжево-помаранчевый цвет, сжатая в кулак рука. Дается во время, а готовится загодя. К примеру, «белая ленточка», символ так и не случившейся «снежной революции» 2011—2012 гг. была привезена покойным Борисом Немцовым из очередной командировки в Вашингтон.

Цитата 9. «Могущество слов находится в тесной связи с вы­зываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое боль­шое влияние на толпу. Таковы, например, термины: «демократия», «социализм», «равенство», «свобода» и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить».

Надо ли пояснять, почему финансируемые Западом «революционеры» всегда борются «за свободу», «против коррупции» и никогда за увеличение зарплаты на конкретные %.

И все это было описано еще до Первой мировой войны…

Николай СТАРИКОВ

7.01.2016

http://nstarikov.ru/blog/61667

31.12.2015-Стариков-image

А ВОТ КАК ЗВУЧИТ ПРЕДИСЛОВИЕ НИКОЛАЯ СТАРИКОВА  к книге Гюстава Лебона, опубликованной в Интернете.

Гюстав Лебон – человек, которого читают великие политики

Искусство управления людьми делится на две части: управление (манипуляция) отдельным человеком и управление массами людей. Французский социальный психолог и социолог Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) является одним из наиболее ярких основоположников психологии управления народами. Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и многие другие политики, достигшие значительных успехов в этой непростой сфере, читали его работы. Из них наиболее яркая та, которую вы держите в руках – «Психология масс».

Эта книга достойна того, чтобы ее просто разобрать на цитаты. Удивительно, но работа, написанная около ста лет назад, звучит так, как будто ее закончили вчера. Это происходит потому, что люди не меняются. Не меняется их психология, а значит, и способы воздействия на нее остаются неизменными. Именно поэтому, читая давно умершего французского психолога Лебона, вы увидите, что и сегодня его идеи применяются для воздействия на массы людей. Идеологи рекламы и идеологи «оранжевых» революций не сами придумали методы воздействия на толпу, эти методы описаны задолго до их появления на свет. «Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым», – говорит Лебон. Реклама и политические призывы и есть образы, которые чаще всего никак не связаны с реальностью. Отсюда рекламные ролики, наделяющие товары невозможными свойствами. Съел йогурт – и все девушки тебя полюбили, помыла голову шампунем – и все молодые люди «складываются в штабеля». А образ страны, в которой нет коррупции и воровства, – насколько это соотносится с реальностью? Десятилетия включения в общество приоритетов служения Родине, а не потребления, – вот путь к искоренению этого зла. От перемены фамилии президента эти проблемы не исчезнут враз. Но во всем мире «борьба с коррупцией» стала тараном сокрушения государств, под флагом борьбы со всем плохим и за все хорошее. И это ничто иное, как манипуляция целыми народами в интересах третьих стран.

Однако сто лет назад Гюстав Лебон уже дал ответ «борцам за свободу», чьи кураторы от Бразилии до Украины выводят сотни тысяч людей «бороться с коррупцией»: «Нужны целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно так же нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, ни дурны, и те, которые хороши для какого-нибудь народа в данную минуту, могут быть совершенно непригодны для него в другое время. Поэтому-то не во власти народа изменять эти учреждения на самом деле; он может только посредством насильственных революций менять название учреждений, но сущность их не изменится».

И ведь Ленин сразу после революции писал о «комчванстве», то есть чисто бюрократическом стиле общения с населением.

Иначе и быть не могло – люди не меняются, либо меняются очень медленно. Вот еще одна цитата – для тех «активистов» на Украине, которые несмотря ни на что убеждены, что построят некое новое «светлое» государство: «Для обнаружения истины, заключающейся в том, что нельзя переделать во всех отношениях какое-нибудь общество лишь на основании указаний чистого разума, понадобилось погубить несколько миллионов человеческих жизней и волновать Европу в течение целых двадцати лет». Лебон написал о Великой французской революции, но цитата абсолютно подходит к любой революции в любое время.

Чем более абстрактны лозунги, тем лучше. Выводите толпу для борьбы за то, смысл чего она не сможет ни понять до конца, ни даже внятно объяснить. Вот почему все перевороты и революции – за мир, свободу, достоинство и другие весьма абстрактные термины и понятия. Это не случайно. Об этом писал столетие назад Гюстав Лебон, а за сто лет до него это было воплощено в лозунгах французской революции 1789 года («Свобода, равенство и братство!»): «Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл. Между тем, в них, несомненно, заключается магическая сила, как будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию».

«Повторяйте, постоянно повторяйте», – учит Лебон. Помните 2011 год? Придуманный мем про одну из политических партий тогда звучал отовсюду. Он звучал так часто и так веско, что стал практически утверждением. Сегодня в отношении этой самой партии это словосочетание почему-то перестали употреблять даже ярые «оппозиционеры». Перед нами четкая цитата из книги Гюстава Лебона. Вот как она звучит: «Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Кажется, Наполеон сказал, что существует только одна заслуживающая внимания фигура риторики – это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она уже принимается как доказанная истина».

Коротко, емко, ясно. Доказательства? Доказательства не нужны. Мир народам! Земля крестьянам! Потом ни мира, ни земли в итоге не будет, но гражданскую войну можно будет выиграть. Таковы были действия большевиков – а ведь Ленин точно читал Лебона. «Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу».

Однако нельзя сводить книгу Гюстава Лебона к описанию технологии манипуляции массами. Это значило бы принизить ее содержание и ее значимость для развития политической практики в мире. Лебон одним из первых высказал важнейшую вещь, которую часто повторяли различные вожди: первична идея. «Идеи – это дочери прошлого и матери будущего и всегда – рабыни времени!» Сначала идея, и только потом на ее основе изменяется человеческое общество: «Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей». Стоило во времена Перестройки внушить жителям СССР желание богатства наряду с чувством вины за прошлое страны, как страны очень быстро не стало. А обещанное богатство и процветание пришло – но лишь к незначительному числу из двухсот сорока миллионов граждан СССР.

Если внушить массам определенные идеи, то, опираясь на эти требования, можно будет легко вертеть в любую сторону и власть в стране. И разрушать страну. И устраивать майдан. «В настоящее же время политические традиции, личные склонности монархов, их соперничество уже более не принимаются в расчет, и, наоборот, голос толпы становится преобладающим. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно и старается прислушаться. Не в совещаниях государей, а в душе толпы подготавливаются теперь судьбы наций», – пишет Лебон. Разве это не про нацистскую Германию? Разве не про современную Украину, где, выведя людей на улицу, сначала смели власть, а потом от имени улицы начали уничтожать страну. Но ведь такие книги, как «Психология масс», читают единицы. Многие не знают содержания таких важных работ. И поэтому вновь попадаются на удочку манипуляторов. А ведь Лебон сто лет назад уже сказал о том, подтверждение чему мы в 2014–2015 годах наблюдаем на Украине: «История указывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения завершается бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда – толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства». Ну ведь про сегодняшний день это сказано – про Ливию, Сирию, Ирак! И разве отличается это от произошедшего в России в 1917 году?

Или вот еще – сказано опять таки про сегодняшний день: «Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им». Рок-музыку еще не изобрели, когда Гюстав Лебон написал о ней. Киноактеры Голливуда, которым хотела подражать советская молодежь, сделали для разрушения СССР ничуть не меньше ЦРУ. А «скачущие» майданные площади? Дается образец, простой для выполнения, и вот уже скачут десятки тысяч. Весело, хорошо. Пример для подражания обязательно должен быть простым: «Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями».

Гюстав Лебон, безусловно, заслуживает уважения. Он стал классиком. Но как и всякий классик, он не должен рассматриваться нами как пророк. «Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться привычкам в течение нескольких поколений, он уже более не может измениться и, как Китай, становится не способным к совершенствованию», – глядя на бессильный Китай начала XX века напишет он. Для века XXI такое выражение звучит уже явной ошибкой.

Закончить хочется цитатой, которая не оставляет камня на камне от «реформаторского зуда» российских либералов, которым все время мешает… народ России. Мешает достигнуть положительных результатов их реформ: «Природа действует иногда радикально, но никогда – в том смысле, как мы это понимаем; вот почему мания великих реформ бывает очень пагубна для народа, как бы ни казались хороши эти реформы в теоретическом отношении».

Лучше и не скажешь. Хотите, чтобы вами не манипулировали? Читайте Гюстава Лебона.

http://bookz.ru/authors/gustav-lebon/psiholog_972/1-psiholog_972.html