КОСОВО и РОССИЯ
VIP ТЕМА ДНЯ — выпуск от 2008-02-19 22:00:00.
После 17 февраля, когда парламент Косово в одностороннем порядке объявил независимость от Сербии, последовала целая череда признаний нового государства. Первыми заявили о готовности установить дипломатические отношения с Приштиной США, Франция, Великобритания, Австралия. Ожидается, что в ближайшие дни независимость Косово признают большинство членов Евросоюза.
С признанием Косово, ООН повторила судьбу Лиги Наций. Как следует действовать России в сложившейся ситуации?
Геннадий Гудков, депутат Госдумы РФ, лидер «Народной партии России»
Проблема не в том, что Косово декларирует свою независимость, а в отношении к этому факту европейских стран. Многие из них с этим согласны.
А Россия предлагает не торопиться с оценками. Поскольку поспешное решение может иметь тяжелые последствия не только для нашей страны (мы то со своими трудностями как-нибудь справимся, да и нет у нас ярких угроз сепаратизма), а для некоторых стран Европы, которые к такому повороту событий совершенно не готовы.
Я, прежде всего, имею в виду Бельгию, Испанию и Кипр. Россия в состоянии сделать так, чтобы международное признание Косово было неполным. И зерно сомнений в Европе мы уже заронили. Наша позиция вменяема и последовательна, чего не скажешь о позиции наших оппонентов.
Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа
С точки зрения права, позиция России в отношении Косово последовательна. То, что происходит в Косово — незаконно. Россия будет использовать все международные рычаги, чтобы доказать свою правовую и нравственную правоту. «Косовский случай» может стать еще одной огромной оплошностью Запада, аналогичной Ираку.
Несомненно, в Косово создан крайне опасный прецедент, который может иметь самые тяжелые последствия для всей архитектуры международной безопасности.
В связи с этим у России найдется достаточно сторонников. В том числе страны, где сильны центробежные настроения автономий. Вместе с тем, необходимо не допустить втягивание России в «обмен ударами», используя ситуацию в Грузии.
Ирина Хакамада, один из лидеров СПС
В ситуации вокруг Косово у России есть три варианта поведения.
Первое — хранить молчание. Но это невозможно.
Второе — объединиться в клуб со странами, у которых тоже есть территориальные проблемы (например, с той же Испанией), и для которых прецедент Косово неудобен, поскольку ставит под угрозу их территориальную целостность.
Третий вариант — присоединиться к Европейским странам, которые готовы поддержать идею свободного волеизъявления Косово.
Но поскольку Россия страна большая и должна демонстрировать последовательность в своих действиях, она является заложником своих предыдущих заявлений и действий. Ей не остается ничего другого, как присоединиться к непризнанию. И эта позиция будет государственной.
Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ «Экспертиза»
Россия будет категорически настаивать на непризнании права сепаратистов любого типа объявлять независимость.
У нас просто нет другого пути, поскольку внутри страны есть сепаратистские настроения и под боком у нашего государства множество очагов сепаратизма — Чечня, Грузия, Приднестровье.
Я прекрасно понимаю, что Косово — маленькое государство внутри большой Европы, и НАТО сможет легко обеспечить стабильность в регионе и ввести разъединившиеся части в большую европейскую семью без кровопролития.
В этом смысле Косово — не параллель другим похожим ситуациям в политическом смысле. Но юридически — это параллель. Этим прецедентом будут пользоваться все. И волна уже пошла: баски в Испании, заявления Южной Осетии и Абхазии.
Это все чревато для России, особенно в долгосрочном плане. У нас есть Восточная Сибирь. Пока это не проблемная территория, но может стать таковой из-за специфической демографии. Так что настаивать нам надо на принципе нерушимой целостности суверенных государств. Отделение может быть только в том случае, если «части» приходят к согласию о принципах такого отделения.
Ирина Ясина, руководитель проектов межрегиональной общественной организации «Открытая Россия»
Мне кажется, что для России самое главное сейчас не спровоцировать дополнительную напряженность на Балканах.
В первую очередь нужно смотреть и анализировать, что же будут делать сербы. Причем, не на уровне заявлений, а на уровне действий. По моим наблюдениям, сербы хотят в Европу. И очевидно им предложен размен: никаких резких мер, тем более военных действий, лишь выражение дипломатического неудовольствия, в обмен на попадание в Большую европейскую семью.
Циничная позиция. Но, похоже, это будет именно так. Руководство России, конечно, не может без политических демаршей, но как бы нам не оказаться святее Папы Римского — защищая сербов, которые этого совсем не хотят.
ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА.
Думается, что мнения этих уважаемый российских политиков и экспертов не менее значимы, чем заявления политиков, которые раздаются в странах ЕС по поводу действий России и Правительств их стран.