Неограниченный мир.НАТО идет на передовую.
В протоколе о перемирии на Украине есть пункт об особом статусе Донбасса.
Это не победа Киева, очень многое будет зависеть от позиции Москвы, предупреждают эксперты
Петр Козлов
Алексей Никольский
Ведомости
08.09.2014
Протокол о прекращении огня на юго-востоке Украины был подписан в Минске в пятницу контактной группой в составе экс-президента Украины Леонида Кучмы, премьеров самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, посла России в Киеве Михаила Зурабова и представителя ОБСЕ Хайди Тальявини. Текст протокола сразу опубликован не был, но переговорщики его активно комментировали.
Захарченко заявил, что перемирие позволит сохранить жизни и мирных людей, и тех, кто взял в руки оружие, чтобы защитить свою землю и свои идеалы. Плотницкий подчеркнул, что прекращение огня не означает свертывания курса на независимость. Зурабов сообщил, что второй гуманитарный конвой из России выйдет сразу же после разминирования дороги. А пресс-служба президента Украины распространила заявление Петра Порошенко, что Киев готов к значительным шагам по децентрализации власти, к особому статусу отдельных районов Донецкой и Луганской областей в части их экономической свободы, к гарантии свободного использования языков и культурных традиций.
Протокол появился у ОБСЕ на сайте в ночь на воскресенье, в нем 12 пунктов: прекращение огня при мониторинге ОБСЕ; децентрализация власти путем принятия Украиной закона о временном порядке местного самоуправления в «отдельных районах» Луганской и Донецкой областей и досрочные выборы там; международный мониторинг российско-украинской границы с созданием зон безопасности; вывод «незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины» и др., но пункта из «плана Путина» об отводе украинских сил на расстояние, исключающее возможность артобстрела населенных пунктов, нет. Названия ДНР и ЛНР в документе также отсутствуют, а их представители в отличие от других подписантов в протоколе значатся без должностей — просто А. В. Захарченко и И. В. Плотницкий.
В субботу президенты Украины и России в телефонном разговоре констатировали, что режим прекращения огня в целом соблюдается.
Но в субботу же возобновились и перестрелки к востоку от Мариуполя, сообщили «Ведомостям» два жителя города. Стреляли в выходные также у Горловки и севернее Луганска, а Красный Крест в субботу не смог доставить гуманитарный груз в Луганск из-за обстрела. По заявлению командования ДНР, в пятницу, уже после наступления перемирия, национальная гвардия заняла райцентр Тельманово. Но интенсивность перестрелок за эти два дня снизилась, говорит человек, близкий к руководству ДНР.
Запад приветствовал минские договоренности. ЕС отложил объявление о введении против России новых, уже согласованных санкций на понедельник: окончательное решение будет принято с учетом соблюдения соглашения о прекращении огня. А президент США Барак Обама заявил, что санкции могут быть сняты, если установится продолжительное перемирие.
Представители же ДНР и ЛНР дали понять, что не до конца удовлетворены минским соглашением. По словам Плотницкого, полностью их устраивают только положения о прекращении огня, улучшении гуманитарной ситуации и подготовке программы восстановления Донбасса, по остальным пунктам есть вопросы. Руководство ДНР и ЛНР также обратилось к ОБСЕ с предложением включить в переговорный процесс и их предложения, в том числе об отводе войск на расстояние выстрела, так как в преамбуле к протоколу сказано, что он составлен на основе мирного плана Порошенко и инициатив Путина.
Формат переговоров, как и легитимность подписанного протокола, вызывает много вопросов, говорит украинский политолог Дмитрий Понамарчук: «С кем мы его подписали? С гражданами, которые преступили украинские законы. Как можно подписывать с преступниками что-либо, кроме протокола допроса?» Если же документ подписан с Россией, она должна признать, что ввела войска на Украину, продолжает эксперт, да и мандат Кучмы на ведение переговоров и подписание соглашений не очевиден: он бывший президент, т. е. просто гражданин Украины.
Пункты минского протокола обрисовали контур, установили равновесие, которое позволило прекратить огонь, говорит председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов, но дальше возникает много вопросов: о линии, по которой определяются границы сторон, о юридическом статусе самопровозглашенных территорий. Их особый статус — это скорее уступка Киеву, там предполагают, что Юго-Восток — часть Украины, но физически эту территорию не контролируют, а руководители самопровозглашенных республик могут и отказаться идти на сотрудничество, полагает Лукьянов. «Ключевой вопрос — как видит будущее этих республик Москва, а тут ясности нет. Из того, что говорил Путин, скорее проистекает, что Москва хотела бы оставить их в составе Украины, но с очень широкими полномочиями», — продолжает он, а Порошенко в любом случае может столкнуться с серьезным сопротивлением: его обвинят в том, что он потерял еще одну часть страны.
Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newspaper/article/749741/neogranichennyj-mir
Комментарий Анатолия Лавритова:
-Важным вопросом, вызывающим споры и недопонимание является то, от кого и какие полномочия они имели, какие документы при этом представили, что в них написано, какими печатями заверено и т.п. Ведь эти ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ приобщают к протоколу встречи, и они служат основанием для последующих действий, для контроля за исполнением взятых обязательств сторонами договорённостей. В условиях войны, когда невозможно определить правых и виноватых при обстрелах территорий, разрушении инфраструктур городов и посёлков, нельзя всё время махать шашкой. Поэтом даже первый шаг к миру необходим страдающим . Надо вести и работу за признание сторон субъектами договорённостей и равенство их полномочий в разрешении различных ситуаций, тем более мирового или международного масштаба!
****
НАТО идет на передовую
Саммит НАТО одобрил планы по усилению присутствия альянса в Восточной Европе. Безопасности России это пока не угрожает, успокаивают эксперты
Елизавета Базанова
Для Ведомостей
08.09.2014
Главным итогом прошедшего в Уэльсе саммита НАТО стало подписание «Плана действий по оперативному реагированию». Его важнейшая составляющая — решение о создании специальной передовой группы эффективной готовности в составе сил быстрого реагирования альянса. По словам польского президента Бронислава Коморовского, речь идет о размещении 5000 человек в Польше, Румынии и странах Балтии в случае угрозы их безопасности, хотя Варшава призывала к созданию постоянных баз. «Мы не получили адекватного ответа угрозе безопасности от саммита: наша среда безопасности динамична, а решения саммита будут реализовываться в течение года», — сетует аналитик Бюро национальной безопасности Польши Бартош Чихоцкий. По его словам, Польша будет принимать самостоятельные меры для обеспечения своей безопасности и призывать союзников к более радикальным действиям.
Члены НАТО также поддержали инициативу Великобритании о создании экспедиционного соединения наземных, морских и военно-воздушных сил численностью до 10 000 человек: в его формировании будут участвовать страны Балтии, Дания, Нидерланды и Норвегия, пояснил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Таким образом будет при необходимости усиливаться присутствие вооруженных сил НАТО в восточной части альянса.
Накануне саммита президент США Барак Обама допустил, что в основополагающий акт Россия — НАТО могут быть внесены изменения, а страны Балтии и Польша и вовсе предлагали разорвать это соглашение. Но генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил, что альянс в своих отношениях с Москвой будет по-прежнему придерживаться принципов этого документа.
Саммит проходил в момент крайнего обострения украинского кризиса, поэтому риторика была жесткая, но в результате создан только корпус быстрого реагирования — а это скорее символическая мера, считает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. По его мнению, никакой угрозы российской безопасности это не несет. В то же время не было принято никаких поворотных политических решений — например, не был подписан договор с традиционно нейтральными Финляндией и Швецией, поэтому «реального наращивания военной мощи на российском рубеже не произошло», заключает эксперт.
Директор Евразийского центра коммуникаций Алексей Пилько также считает, что решений, несущих угрозу российской безопасности, саммит не принял, но «сама атмосфера и намерения НАТО разместить силы быстрого реагирования угрожают интересам России». «Важно отметить ближайшее событие — учения НАТО на западе Украины в конце сентября, фактически это ввод примерно тысячи военнослужащих на территорию Украины», — напоминает эксперт. Главная задача России в сложившейся ситуации — выходить на юридически обязывающие соглашения в сфере безопасности, ведь основополагающий акт — это соглашение о намерениях, а не международный договор и по итогам саммита остается неясным вопрос, будет ли альянс по-прежнему следовать его положениям, говорит Пилько.
Обсуждались на саммите и другие текущие проблемы: так, его участники договорились об оказании помощи Ираку в борьбе с боевиками «Исламского государства». Однако, по мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, больше внимания в Уэльсе уделялось все-таки борьбе с российской угрозой, потому что сейчас страны НАТО не готовы к включению в иракский кризис. Пока страны Европы и США «не понимают, что делать с этой террористической группировкой», полагает эксперт.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/749401/