Сбитый дважды
Первый раз гвардии майора Малкова сбили грузины. Второй удар нанесла международная бюрократия*
Эхо войны
Боевой летчик не знает, вернется с задания он или нет. Дальний бомбардировщик Ту-22М3 Вячеслава Малкова сбили 9 августа 2008-го над Цхинвалом. Майор попал в плен. Его вместе с еще одним летчиком обменяли на 18 грузинских солдат. Потом госпиталь, орден, квартира. Казалось, страшное позади. Но у Малкова закончился срок действия водительских прав. Он пошел менять, а там ему говорят: вы в международном розыске. И вызвали наряд. Так война еще раз напомнила о себе.
Ту-22М3 — машина грозная. Ее называют «убийцей авианосцев». Экипаж 4 человека. Командир, второй пилот и два штурмана. В тот последний полет Малков пошел вторым пилотом. Набирали самых опытных. У Малкова уже была боевая награда. Медаль Нестерова за Чечню.
Взлетели с авиабазы в Калужской области. Задача была как у Гастелло — бомбить вражеские танковые колонны.
— От первой ракеты мы увернулись, — рассказывает Малков. — А вторая попала прямо в воздухозаборники. Потом в госпитале к Малкову приедет Путин. Сядет на край кровати и спросит: почему сбили? Малков покосится на министра обороны, потом махнет рукой и скажет правду. В боевой машине не было блоков РЭБ (система радиоэлектронной борьбы). Старые сгорели, а новых на складе не оказалось.
…Удар ракеты был похож на кувалду. Самолет моментально обесточился. Потом развалился в воздухе. Командир успел крикнуть: «Прыгай!». Но на «Тушке» сделать это в ручном режиме не так-то просто! Надо самому откинуть тяжеленный фонарь, потом потянуть за неудобную рукоять.
Малков хорошо знал эту особенность. Потому и выжил. Перед самой землей купол парашюта схлопнулся, и майор камнем ударился о землю. Из сломанной руки хлестала кровь. Появились какие-то люди в камуфляже. Слава потянулся к пистолету и потерял сознание.
Оба штурмана погибли. Командир Александр Ковенцов катапультировался, но пропал без вести. Военные перевязали Малкова и погрузили в подъехавший «ЗИЛ». Малков был уверен, что это осетины. Но когда грузовик выехал на трассу, и замелькали названия сел на грузинском, стало понятно, что он в плену.
— Со мной обращались очень корректно. Правда, один раз чуть не убили. Это было в Гори. Когда меня привезли в военный госпиталь, а там раненых грузинских сгружали. Как они орали! Мамой клялись, что убьют меня этой же ночью. Но охрана отбила меня.
После многочисленных допросов Малкова судили. Прямо в палату пришел трибунал. Был даже адвокат — молоденькая девочка, не знавшая ни слова по-русски. Малков отказался подписывать свой приговор — 25 лет тюрьмы. За незаконное пересечение границы и за участие в незаконных вооруженных формированиях на территории независимой Грузии.
Сразу после приговора летчика на носилках отправили в Тбилисскую тюрьму. Рука стала гноиться, а тюремный доктор успокоил: если что, отрежем, а спицы в позвоночник ставить не будем. Дорого это. Срастется — хорошо. А не срастется — значит, не судьба.
В конце августа Малкова обменяли. Вывезли на окраину Гори. Там были уже наши. Поставили стол, стулья. Комиссия из Красного Креста. Сотрудники ООН. Все честь по чести. Протоколы. Сдал, принял.
— Я все очень плохо помню, — рассказывает Малков. — От боли терял сознание. Очнулся в госпитале во Владикавказе. Потом Москва, госпиталь Бурденко. Когда хирург руку перешивал, он мне листик сгнивший показал. «Привет тебе из Грузии!» Оказалось, они рану зашили прямо с мусором. Да еще мышцу пришили другой стороной. Рука никогда бы не зажила!
Потом к Малкову приехал Путин. Он смотрел прямо в глаза и спрашивал, спрашивал… На прощание поинтересовался, в чем Малков нуждается помимо службы.
— Мне бы квартиру… Всю жизнь по общагам…
Путин строго посмотрел на министра обороны и приказал:
— Обеспечить гвардии майора Малкова жилплощадью!
Зимой Малкова «за мужество, отвагу и самопожертвование во время выполнения боевого задания» наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (с изображением мечей). Рука срослась. В позвоночник вставили титановые пластины. Малков поднялся на ноги. Нет, летать он уже не мог. Комиссию не обманешь.
А тут действие водительского удостоверения закончилось.
Пришел Малков в районное ГАИ.
— Гражданин Малков! Вы находитесь в международном розыске, — отчеканил сержант. — У меня четкое предписание: мера пресечения — арест!
— Так меня же обменяли в августе 2008-го!
— Все верно. А в международный розыск на вас подали в августе 2009-го. Мы понимаем абсурдность этих обвинений, но сделать ничего не можем.
Малкова как по голове обухом. Как ракетой в воздухозаборник. Что это: запоздалая грузинская месть или чиновничья неразбериха? Прав ему так и не выдали. В новую квартиру не прописаться — там его, по идее, наряд должен ждать. Так что же будет с гвардии майором?
Его обязаны задержать. То есть Малкову все же придется провести хоть 48 часов, но в «обезьяннике» с преступниками. Потом получить решение суда. В Генпрокуратуре нас заверили, что Российская Федерация своих граждан не выдает ни при каких обстоятельствах.
Потом заламинировать это решение и носить у тела. Вдруг какой полицейский задумает проверить документы? Но при этом гвардии майор не сможет выехать даже на Украину. Я уже не говорю о Таиланде. Соседи моментально выдадут его Грузии. И 25 лет тюрьмы.
Как помочь герою войны? Как бы сделать так, чтобы он не был задержан. Перестал бы прятаться от полиции и спокойно прописался в своей квартире? А то жить по знакомым не очень-то и удобно…
Вот что нам ответили в пресс-службе МВД:
— Гвардии майору Малкову Вячеславу Владимировичу следует обратиться письменно в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой снять его из международного розыска. Мотивировать эту просьбу следует тем, что решение грузинской стороны явно политическое, идущее вразрез с международными соглашениями. Только тогда Интерпол снимет Малкова из розыска. Но в Грузию ему все равно лучше не ездить…
Юрий Снегирев
P.S. «Российская газета» уже отправила официальные письма в МИД, МВД и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Мы ходатайствуем перед этими ведомствами о снятии гвардии майора Малкова Вячеслава Владимировича из международного розыска. Понимаем, что на эту процедуру потребуется время. Обещаем следить за судьбой героя.
http://www.rg.ru/2013/10/03/letchik.html
*От редакции сайта.
Получается, что и российская бюрократия в силовых ведомствах уже не может проверить и отфильтровать списки российских граждан, объявляемых Интерполом во Всемирный розыск. И любой гражданин России, оказавшийся в таком списке, СТАНОВИТСЯ БЕЗЗАЩИТНЫМ не только на территории своего государства, но и – не будучи предупреждённым – за пределами его.
А может стоить бороться за безопасность своих граждан, как предусмотрено Конституцией РФ (ст.61 ч.2), не только за рубежом, но и внутри страны, чтобы работники ГАИ и других служб не выполняли напрямую указания Интерпола!