Срочно нужны философия и идеология образования

Срочно нужны философия и идеология образования

 

 

Образование в любом обществе – даже самом архаичном – имеет определяющее значение.  

Именно от того, какой образ транслируется в процессе образования, и зависит, каким является все общество в целом, какова идентичность каждого его члена.

**********

 

Человек в огромной и решающей степени существо социальное, политическое (по Аристотелю человек есть «политическое животное»). И именно общество – его установки, его правила, его традиции, его ценности, его институты и практики – наделяет человека содержанием. Вне общества человека нет.

Аристотель говорил, что вне общества может существовать только Бог или идиот.  Образование – это тот инструмент, с помощью которого общество творит само себя. Оно себя в образовании осмысляет, осознает, меняет, сохраняет и транслирует в будущее.

В средневековом обществе образование было неразрывно связано с Церковью. А в России отчасти это сохранялось вплоть до 1917 года. Это логично, так как Церковь и отвечала за образ общества, за догматы, правила, истины и веру, за то, что есть добро и зло, за структуру знаний и норм, за изложение истории и оценку мировых событий – древних и современных.

В секулярном обществе Нового времени Церковь была от этого отстранена, и ответственность за образование взяло на себя светское государство. Теперь уже государство выступало как истина в последней инстанции в вопросе трансляции образа.  Однако государство не есть вещь в себе.

У любого государства обязательно имеется явная или скрытая идеология, то есть система установок, положений, «истин», на которых оно основано.  В современной России сложилась катастрофическая ситуация именно в том, что никакого внятного образа у современного российского общество просто нет. Нет никакой Идеи, нет никакой идеологии, нет никакой ясно сформулированной системы положений, ценностей и «истин».

И укреплять, утверждать и транслировать будущим поколениям строго говоря просто нечего.  В 90-е годы в Российской Федерации власть оказалась в руках у либералов-западников. Параллельно контролю над экономикой и политическими процессами, они ринулись устанавливать контроль над образованием.

Вначале они стали внедрять в школу даже крайне либеральные – практически экстремистские и открыто русофобские – учебники, напечатанные Фондом Сороса. В сфере образования начались великие чистки – марксизм поспешно заменялся на либерализм, коллективная идентичность на индивидуальную, социализм на капитализм и т.д.

Однако за 10 лет либеральной вакханалии в 90-е завершить либерализацию российского образования правящей верхушке реформаторов не удалось. Марксистские догмы и практики были очень устойчивы, а либеральные установки подчас откровенно противоречили самой русской идентичности. Огромная масса работников образования – осознанно или не очень — саботировала либеральные реформы – я имею в виду именно в содержании образования.

По форме же западные методики продолжали довольно интенсивно внедряться. Либеральный образ захлебнулся, поблек и зачах. Синонимом 90-х стала не священная частная собственность, а бандитский передел, распад, насилие и вырождение.

При Путине последовательный западнический либерализм в качестве правящей идеологии в России был как минимум поставлен под вопрос. Но при том не последовало ни возврата к коммунистической идеологии, ни создания новой идеологии, ни передачи главенствующей роли Церкви. Следовательно, образование в России лишилось своей основы.

Власть полностью контролирует образование, но не знает при этом главного: какой образ сама эта власть хочет создать, закрепить и передать грядущим поколениям. В этом отношения представления самые размытые и подчас противоречивые. В одном месте власть утверждает одно, в другом другое.

Для образования такой прагматизм и такая идеологическая гибкость совершенно губительны. И единственное, что остается в такой ситуации – это опираться на предыдущие эпохи, когда идеология у государства была.

Именно это мы и видим современном российском образовании: это уродливая смесь  подзабытого и фрагментарного коммунизма (прежде всего в его материалистической составляющей), и  слегка потесненного либерализма, который начал внедряться в 90-е, но постепенно перешел почти исключительно в методологию – сегодня открыто строить учебный курс на принципах Поппера и Сороса могут только самые крайне и фанатичные либералы (например, в ВШЭ), но это уже воспринимается как протестная фронда.

Такое положение дел с каждым годом делает положение российской власти всё более шатким. Эта власть контролирует почти полностью ситуацию в текущем моменте, но стремительно утрачивает свое влияние на будущее. Если у общества нет нормативного образа, а взять его можно только и исключительно из идеологии или религии, то это общество может только распадаться. И удерживать его можно только силой.

Но ни один самый жестокий и тоталитарный режим не опирался исключительно на силу. Любая власть нуждается в легитимации, а значит, в Идее, в ценностной системе, и, в конце концов, в образе. Без такого образа государство становится безобразным. Что мы и видим сегодня.

Да, нас явно не устраивает западная идеология, но такого отрицания недостаточно. Отрицая что-то, мы должны утверждать что-то взамен. Но вот именно этого и не происходит. Катастрофа российского образования уже дает о себе знать. Но это только начало. Не уделяя этому вопросу – как и вопросу идеологии в целом – приоритетного внимания, власть сама себя ликвидирует. Незаметно, но последовательно.

Мы подошли к красной линии. Надеяться только на инерцию исторически безответственно.  В этой сфере необходимо что-то срочно и радикально предпринимать. Нам срочно нужна философия образования, идеология образования, фундаментальная стратегия, основанная на четко сформулированных идеях и ценностях.

Срочно нужны философия и идеология образования

 

Александр Дугин, лидер международного Евразийского движения, главный редактор портала Катехон.

19.10.2021

https://tlgrm.ru/channels/%40RUSSICA2/41767

https://tlgrm.ru/channels/%40RUSSICA2/41768

Посмотреть, вникнуть и дополнить свои познания:

Психолингвистика и её роль в управлении обществом

Психолингвистика — это наука, которая непосредственно занимается проблемами речевого воздействия. Именно из-за способности к воздействию язык и называют инструментом социальной власти. Как устроен человеческий мозг и где в его устройстве лежит ключ к управлению сознанием — рассказывает Игорь Стечкин.

-https://www.youtube.com/watch?v=6-QJBC1IvZI

Полное видео смотрите по ссылке https://nday.club/video/whPcDqv6uBe2A…

Дмитирий Перетолчин, Игорь Стечкин. ONYQ:

Аудиокодирование и мировое управление

-https://www.youtube.com/watch?v=y_yUifmuvBk