НЕ СТАЛО АЛЕКСЕЯ ПЕТРЕНКО

Легендарный актер ушёл из жизни на 79-м году жизни

23.02.2017-2dd2b360

 

За несколько недель до своего дня рождения (26 марта ему бы исполнилось 79) ушёл Алексей Петренко.

Исполнитель роли Кнурова в «Жестоком романсе» скончался, не приходя в сознание.

*******

Об этом сообщил сайт Союза Кинематографистов: «Союз скорбит вместе с родными и близкими выдающегося российского актера Алексея Васильевича Петренко. Коллеги Алексея Васильевича приносят искренние соболезнования его родственникам!».

Меж тем, еще две недели назад Алексей Васильевич был бодр и весел — актер ездил в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, где проходили съемки клипа на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?» («Песня о советском детстве»). Судя по всему, Петренко в видео досталась роль космонавта, прилетающего на орбиту с апельсинами.

23.02.2017-Петренко-Космос-wx1080

 

Его, как обычно, поддерживала супруга, Азима Абдумамимнова.

В 2010-м году она стала третьей женой прославленного актера.

До этого Алексей Васильевич был женат на певице Алле Петренко (с 1960 по 1979) и на Галине Кожуховой — Петренко (с 1979 по 2009-й год, до смерти женщины).

Буквально через год после смерти Галины Азима переехала к любимому из Бишкека с двумя чемоданами и двумя младшими детьми (всего у нее четверо, трое их которых — от предыдущего брака, который продлился 15 лет). Практически сразу же родила Петренко дочь Алю.

Семейство жило себе счастливо и спокойно — разница в 32 года им не мешала…

Сам Петренко также не блистал хорошим здоровьем. Во время съёмок «Агонии» в 1973-м году он попал в больницу с приступом стенокардии. В 2006-м у него случился сердечный приступ. В 2011-м году — снова попал в больницу с нарушением ритма сердца. Но тогда актер сам позвонил нам в редакцию и сообщил, что в клинике он находится планово, и волноваться нет причин. В 2012-м — с переломом лодыжки.

Напомним, что Алексей Петренко родился в 1938-м году в Черниговской области. В 1961 году окончил курс народного артиста СССР Ивана Марьяненко в Харьковском театральном институте. C 1977 года он выступал на сцене Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1991 года — работа на Киностудии им. М. Горького. А с 26 июля 2010-го года артист вошел в Патриарший совет РПЦ по культуре.

Самые известные роли: летчик Строганова в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», Подколесин в «Женитьбе» Виталия Мельникова, журналист Пол Дик «ТАСС уполномочен заявить». Кнуров в «Жестоком романсе», аббат Фариа в «Узнике замка Иф».

ИНТЕРВЬЮ

23.02.2017-wx1080

 

Алексей Петренко: «Я всю жизнь мечтал иметь много детей!»

В 2010 году Алексей Васильевич женился на восточной женщине – Азиме Абдумаминовой.

Свою невесту с двумя младшими дочерьми он вывез из бушующей революционными страстями Киргизии.

Мы уговорили Азиму рассказать о том, как живется ей в относительно мирной Москве и чем покорила она сердце популярного артиста (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Друзья — об Алексее Петренко: «Он был примером великого терпения»

Чолпонатинец Владимир Боровик поделился с «Комсомолкой» воспоминаниями о тех днях, когда легендарный российский актер гостил с супругой Азимой на Иссык-Куле и рассказал, каким был один из лучших исполнителей роли Григория Распутина (подробности)

-Алексей Петренко — «Монолог Тараса Бульбы»

Опубликовано: 10 сент. 2014 г.Параллель времени. Тарас Шевченко о прошлой и нынешней Украине.

https://www.youtube.com/watch?v=XjJLHBIC0b8

-Алексей Петренко. Шедевральная актерская игра!

Опубликовано: 9 июля 2015 г.

https://www.youtube.com/watch?v=YF3qMlmUM0I

Еще больше материалов по теме: «Алексей Петренко: досье KP.RU »

Кира БУЛЫЧЕВА _kpru

*******

Ушел Алексей Петренко, человек-глыба

23.02.2017-Петренко-wx1080

 

 Алексей Петренко — выдающийся актер кино и театра, народный артист и лауреат Государственной премии России.

Это был актер уникальный и несомненно гениально одаренный: в слове, им сказанном с экрана или сцены, столько таится невысказанного, что можно потом вспоминать годами, каждый раз чувствуя это слово заново, его обдумывая и расшифровывая смыслы.

Таким его впервые узнали кинозрители, посмотрев фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Это был всего только эпизод, совершенно «некиношный»: в промерзлом тыловом вагоне, в тряске и грохоте, случайный попутчик, боевой летчик, горячо рассказывал о чем-то пережитом и утраченном.

Рассказ шел сплошным монологом, на крупном плане, минут десять-пятнадцать, очень невнятно, какими-то обрывками каких-то эпизодов — но чувствовалась такая человеческая трагедия и такая мука была в яростных глазах, что мы в зале сразу восприняли эту муку как свою собственную.

Так тогда в кино не играли. Так вообще не играли актеры — так люди исповедовались, выворачивая душу, чтобы выговорить беду и заговорить боль.

Этот персонаж в фильме больше не появлялся, но врезался в память и задал трагический, исповедальный тон всей картине.

Вряд ли кто-то сможет пересказать этот монолог — там не в словах была суть, а в тоне, в бессвязных излияниях человека в беде.

Крупная, кряжистая его фигура словно вбирала саму Россию, переживавшую огромную всенародную беду.

Ошеломительно странный этот актер словно пришел ниоткуда, возник из небытия — и сразу явился вот такой глыбой, где монументальное удивительным образом сочеталось с беззащитно личным. Опять же — как это сочетается в самой России. Мощная его фактура потом много раз использовалась кинорежиссерами для образов величественных, начальственных, масштабных: боевые капитаны и генералы, суровые судьи, хмурые академики, зловещие аббаты…

Александр Митта позвал его сыграть Петра Первого в музыкальной картине «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». Играл Петренко короля Карла I, играл Богдана Хмельницкого, играл Сталина — в пяти картинах, не считая роли его двойника. Фактура! Но фактура — внешнее, важнее — бездны, которые в этой оболочке затаились.

Он играл роли очень разные по жанру и актерским краскам. Он, например, оказался замечательным комедийным актером — с иронически лукавым взглядом, с мужицким неповоротливым изяществом и умением высекать юмор одним движением брови. Сколько трагикомического было, например, в его Распутине из «Агонии» Элема Климова — фигуре масштабной, тоже как бы былинной, но словно пребывающей в бреду, и при этом «могутной», опять же как сама непредсказуемая Россия.

Сколько актерского юмора просвечивало в его неистовом генерале Радлове из «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова! А каким он был Подколесиным в гоголевской «Женитьбе», фильме Виталия Мельникова! Этот актер обладал способностью любить каждого из своих героев, понимать каждого и полностью с ним сродниться — точнее, ощущать каждого частью огромной, такой родной и понятной русской души.

Мог быть дико смешным в своей богатырской грации, с непременным элементом вполне органичного абсурдизма, с затрудненной речью и заторможенным мышлением, и это всегда был баланс на краю пропасти — словно само время, в нем воплощенное, было готово сорваться в очередную национальную трагедию.

В самой этой личности всегда ощущалась, в ее недрах ворочалась и накапливалась мощная внутренняя энергия — как в непрерывно действующем, всегда готовом взорваться вулкане. Это была энергия мысли и чувства, для выражения которых слова были даже чем-то лишним, мелким, были шелухой и мишурой.

И его герои, и он сам были немногословны, и то словоизвержение в его первой заметной роли летчика-капитана из картины Алексея Германа тоже воспринималось как некая трагическая мелодия, — не в словах была суть. Суть — в бесконечном душевном просторе, открывавшемся за словами, в почти былинном национальном характере, который Петренко пронес через все свои работы и через свою 78-летнюю жизнь.

Он ведь и в быту был немногословен, почти коряв в речи, не любил выступать публично, избегал интервьюеров — отодвигал от себя любую суету. Жил и играл не словом, а — интуицией, безошибочной и мудрой. И, наверное, неслучайно в одной из бесед с газетным человеком говорил об одиночестве: «живем сообща, а умираем одинокими»…

Это был мастер, какого могла родить только наша земля. С его уходом перестал звучать некий важный камертон экранной и сценической правды, с которым можно было сверять явления российского искусства. Такие потери невосполнимы.

23.02.2017

Текст: Валерий Кичин

Читайте также

Алексей Петренко: В России нужно очень долго жить, чтобы чего-то достичь

Алексей Петренко: Воздайте мне по делам моим

*******

Алексей Петренко: К врагам в гости не ездят

Текст: Александр Ярошенко

23.02.2017-3_e887a3da

 

Блистательный актер, для которого русский и украинский языки — две части души, уверен, что разум сможет примирить братские народы.Алексей Васильевич Петренко последние три года не выступал перед зрителями.

«Все дело в паспорте. Посмотрю в него и понимаю, что большую часть жизни я уже отмахал. Здоровье стало подводить. Но актерское естество сильнее. Вот и я собрался и после такого перерыва вышел с творческой встречей к молодым кинематографистам. Не сдаюсь! — говорил великий актер в гримерке Театра киноактера.

«Хочу поехать на родину, на Украину. Там, на Черниговщине, у меня брат похоронен, нужно посмотреть, в каком состоянии его могила. Хочу подышать их теперешним воздухом, увидеть, почувствовать, какая там жизнь. Но скажу вам: пока у власти на Украине бандеровцы и галичане — толку не будет. Они очень свирепые люди, я это с детства знаю.

Страшно ли мне туда ехать? Совсем нет. А чего мне теперь бояться? Я, слава богу, пожил на свете и многое повидал. Вспоминаю, как на одной из встреч с читателями Виктор Петрович Астафьев говорил резкие вещи о творящихся безобразиях. Его тоже спросили: «Виктор Петрович, а вы не боитесь так остро говорить? Писатель ответил: «А чего мне бояться? Я всю войну прошел. После которой уже ничего не страшно…»

Так и я ничего уже не боюсь, более того, мне бы очень хотелось встретиться с теми людьми, из-за которых мы живем не в ладу. Услышат ли они меня? Даже если и не услышат, то услышит Бог, а это главное.

Вообще я считаю, что это божье испытание, которое он посылает нам, славянам. Всем трем славянским народам: русским, украинцам и белорусам. Белорусы, дай им Бог здоровья, идут правильным, не разрушительным путем, но они тоже, хоть и косвенно, всем этим задеты.

Что нам делать в этой беде? Мириться! Другого я не знаю. Не сомневаюсь, что среди молодежи много по-настоящему умных людей и в России, и на Украине, людей толковых и дальновидных. Жизнь показывает, что разум сильнее яда. Несмотря на то, что последние 20 лет на Украине активно сеяли ядовитые семена раздора и ненависти к России, разум и здравый смысл обязательно победят. Они поймут, и мы поймем, что без шагов навстречу друг другу толку не будет.

У правды жизни и у пропаганды путь разный. Придите утром на Киевский вокзал Москвы и увидите, что поезда из Украины приходят в Москву битком набитые людьми.К врагам в гости не ездят.

Справка «РГ»

Алексей Петренко родился в 1938 году в украинском селе Чемер. Выпускник Харьковского театрального института. Снялся более чем в 100 фильмах, среди которых «Агония», «Женитьба», «Узник замка Иф», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник».

https://rg.ru/2017/02/23/ushel-aleksej-petrenko-chelovek-glyba.html

23.02.2017-42e3fd2c