Поход стал легендой

Начало: участники велосипедного похода «Клайпеда–Владивосток» Л.Альсейка, Э.Сейбе. Г.Шимкус, А.Кубилюс, А.Кнашас и Д.Виткус после двух дней пути добрались до Каунаса.

**********

Велосипедный поход на край света – из Клайпеды во Владивосток. Такой амбициозный план задумал путешественник-энтузиаст и приверженец здорового образа жизни Людас Альсейка. Однако сам он до конечной цели путешествия так и не добрался, поскольку трагически погиб во время похода. Его команда, к чести своего руководителя, дошла до конца. Сегодня из всех участников этого легендарного похода в живых остался только клайпедчанин Альгимантас Кнашас.

Последний герой похода

С того дня как в Клайпеде проводили группу велосипедистов, отправившуюся в поход до Владивостока, прошёл 61 год. Л.Альсейке, который стал инициатором этого похода, сегодня было бы 137 лет, его сотоварищам эстонцу Эвальду Сейбе и Домасу Виткусу из Салантай уже исполнилось бы по 100 лет, Альгирдасу Кубилюсу из Кедайняй – 96, а клайпедчанину-журналисту Готфредасу Шимкусу – 84 года. Всех их уже нет в живых.

На прошлой неделе, 19 мая, была годовщина гибели руководителя похода Л.Альсейки. Вот уже много лет это очень значимая дата для А.Кнашаса. Именно А.Кнашас, которому тогда было 27 лет, после гибели Л.Альсейки принял на себя руководство экспедицией.

За день до старта легендарного велопохода и за 20 дней до трагической гибели его организатора еженедельник Литовского радио и телевидения «Kalba Vilnius» («Говорит Вильнюс») опубликовал фотографию Л.Альсейки с подписью: «Л.Альсейка – один из самых возрастных туристов Литвы. Разменяв восьмой десяток, он по-прежнему бодр и крепок. 1 Мая он с группой туристов отправляется в велопоход до самого Владивостока. Мы будем информировать радиослушателей об этой экспедиции».

На подготовку – два года

Поход стал легендой

Подготовка к этому походу длилась два года.

Столько времени потребовалось автору идеи – геодезисту, инженеру, эсперантисту, краеведу, кавалеру Ордена Гядиминаса (награжден в 1934 году) и, как он сам подчёркивал, пенсионеру, чтобы разработать маршрут.

Это стоило большого труда, пришлось продумать немыслимый по протяженности путь на многие тысячи километров, предусмотреть места ночлега.

Поход стал легендой

За полгода до старта велотурпохода, в ноябре 1959-го, А.Кнашас (справа) обсуждал карты маршрута вместе с руководителем Л.Альсейкой у него дома.

А.Кнашас сохранил бортжурнал похода, написанный каллиграфическим почерком.Часть журнала – на русском языке, ведь как-никак, а поход проходил по территории Советского Союза.

Согласно плану Л.Альсейки, предстояло преодолеть 10 952 км. 115 дней надлежало провести в пути, на отдых и встречи выделялось 14 дней. На возвращение в Литву поездом – ещё 14 дней, и 19 дней было оставлено про запас. В общей сложности поездка должна была занять 184 дня.

План практически безупречный, маршрут проходил по более-менее цивилизованным местностям, и участники похода от него не отклонялись. В действительности они провели в пути 133 дня, отдыхали – 38, а домой вернулись за 10 дней.

Автор плана велотурпохода не мог предвидеть, что запланированные запасные дни потребуются его соратникам и для морального восстановления после трагедии, которая случится именно с ним. Им придется собраться с силами, чтобы продолжить двигаться дальше.

Судьбоносное знакомство

На момент старта большого велопохода Л.Альсейке было 73 года. По тем временам, как многим казалось, – уже дряхлый старик. Однако человек пережил две мировые войны, Октябрьскую революцию, испытал тяготы гражданской войны, но при этом сохранил железное здоровье, светлый ум и невероятную силу воли.«У него была своя система, он периодически голодал. Готовил организм к физическим испытаниям. Он и нам много об этом рассказывал», – вспоминает А.Кнашас.

А.Кнашас и Альбинас Стубра – в те годы фотожурналист газеты «Советская Клайпеда» – в свое время были одноклассниками.Именно Альбинас показал Альгимантасу заметку в газете о том, что готовится такой поход.

«Когда мы познакомились ближе, Л.Альсейке было 72 года, а мне – 27. Прежде я его немного знал, он вручал мне удостоверение «Турист СССР». Я пришёл, мы поговорили, он изложил свои условия, и я согласился. Он нас готовил к походу, объяснял, как беречь силы. Потом уже мы перед каждой горкой слезали с велосипеда и шли наверх пешком, чтобы не переутомляться», – рассказывает А.Кнашас.

Поздравление Владивостоку

Л.Альсейка, много повидавший на своем веку, понимал, что у его замысла должна быть какая-то цель.

Поэтому официально свой велосипедный поход на Дальний Восток он определил как намерение поздравить Владивосток со столетием основания города.

«Было задумано, что порты Балтийского моря поздравляют Владивосток. Однако в Калининграде сторонников этой идеи не нашлось, от участия в походе отказалась и Рига. Откликнулись лишь энтузиасты из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и Таллинна. Так в нашей группе появились ленинградец Алексей Чесноков и два эстонца – Маттис Левандис и Э.Сейбе.

В течение полугода, пока длился поход, состав команды менялся. Из Клайпеды нас уехало восемь, а цели поездки – Владивостока – мы достигли вшестером: я, А.Пяткунас, Г.Шимкус, Д.Виткус, М.Левандис и Даниэлюс Штарас», – продолжает А.Кнашас.

Перед стартом в Клайпеде представители разных ведомств вручали участникам похода приветственные грамоты.

Поход стал легендой

Проводы: 1 мая 1960 года на площади Ленина (ныне – Атгимимо) провожали участников велотурпохода, решивших проделать путь до самого Владивостока.

Помимо всего прочего, в них говорилось о том, что поход посвящается 20-летию присоединения Литвы к Советскому Союзу, что начинается он в очень значимый для всех трудящихся день – 1 Мая.

«Этот смелый поход показывает, как сильны морально и физически советские спортсмены, как самоотверженно во имя советского спорта, не отступая перед трудностями, закаляются наши люди. Клайпедские спортивные организации и все физкультурники горячо желают участникам этого турпохода удачи, неуклонно крепнуть телом и душой и передать наши поздравления спортсменам Владивостока. Пусть крутятся колеса велосипедов по дорогам нашей Родины! Спортивной удачи вам, товарищи!» – говорится в письме участникам велопохода, подписанном председателем Клайпедского горсовета К.Узнисом.

Трагический майский день

Поход стал легендой

С учетом возможностей того времени, сегодня такой поход выглядит чуть ли не безумием.Планировалось преодолеть почти 11 тыс. км по европейской части материка и всей Азии – до самого Дальнего Востока.

После Второй мировой войны прошло всего 15 лет, страна с трудом поднималась на ноги, а Сибирь была усеяна лагерями и тюрьмами, не говоря уже о повсеместном бездорожье. Это была очень смелая затея.

Как показала практика, Л.Альсейка разработал маршрут очень грамотно, однако ему самому так и не удалось вылить из заготовленного сосуда воду Балтийского моря в Тихий океан – такова была его задумка. Это сделали его сотоварищи.

Так или иначе, поход стартовал, и за четыре дня путешественники доехали до границы между Литовской ССР и Белорусской ССР, а через две недели добрались до Москвы.

Поход стал легендой

«Мы ехали по Минскому шоссе, недалеко от железнодорожной станции остановились, Людас стал говорить с людьми, а я поехал на почту, чтобы отправить открытку своим близким. Домой я писал каждый день на протяжении всего похода. У меня сохранились эти открытки», – поведал клайпедчанин.

Несчастье произошло за Москвой, возле города Гороховец, на пути к Горькому (ныне – Нижний Новгород), перед полуднем.

«Незадолго до этого у нас состоялся разговор, Л.Альсейка сильно нас распекал, поскольку мы не договорились с вечера о ночлеге. Поэтому мы, младшие, остались ночевать в лесочке, а руководитель с остальными остановился в пригородной гостинице. Выспавшись, мы приехали к ним, и все отправились дальше. Л.Альсейка ехал первым. Там как раз шёл ремонт дороги. У меня был фотоаппарат, я остановился и начал фотографировать, а когда мы догнали наших, то я увидел, что наш руководитель лежит на земле», – вспоминает А.Кнашас.

Поход стал легендой

Трагедия: 19 мая 1960 года перед полуднем во Владимирской области, недалеко от города Гороховец, на ремонтируемом участке дороги Л.Альсейка трагически погиб.

Л.Альсейку сбил грузовик, он погиб на месте.Человек пережил две мировые войны, Октябрьскую революцию, испытал тяготы гражданской войны, но при этом сохранил железное здоровье, светлый ум и невероятную силу воли.

Все надеялись, что он ещё жив, просто потерял сознание, кто-то нащупал у него пульс, поэтому бросились останавливать попутку, чтобы доставить его в больницу.Но вскоре стала очевидна жуткая правда. Отправили телеграмму дочери Л.Альсейки, она очень быстро приехала, чтобы доставить тело отца в Литву.

Не отступать от цели

По словам А.Кнашаса, после гибели Л.Альсейки никаких сомнений относительно перспектив похода не было. Его участники решили продолжить путь, чтобы почтить память своего наставника.

«Мы были крайне потрясены, вечером собрались в гостинице, помянули своего сотоварища. И решили, что продолжим поездку. Нужно было выбрать нового руководителя группы. Выбрали меня, поскольку я хорошо знал русский язык, так как был учителем русского языка. Мы назвали свою группу именем Л.Альсейки и решили добраться до последней точки похода – до Владивостока», – продолжает А.Кнашас.

Парадоксально, но проехав тысячи километров, участники похода практически нигде не встречали литовских ссыльных. За исключением одного, который после тюрьмы был сослан в Сибирь.

«Оказалось, он находился в лагере вместе с моим отцом. Поэтому мне было хорошо известно, что происходит в Сибири, как там устроена лагерная система. Но на своем пути ссыльных мы не встречали, не видели и тюрем, лишь когда мы из Тайшета направлялись в Братск, я заметил огороженные территории.Не сталкивались мы и с недобрыми людьми, хотя в Сибири местные очень удивлялись, что мы путешествуем без оружия. Но оружие нам не понадобилось», – поведал А.Кнашас.

Поход стал легендой

Черта: 8 июня 1960 года путешественники А.Пяткунас, А.Кнашас, Г.Шимкус и Д.Виткус запечатлели себя возле обелиска, отмечающего границу между Европой и Азией.

Испытание: 2 августа 1960 года недалеко от озера Байкал после ливня участники похода таким образом пересекали впадающие в Байкал реки, поскольку мост снесло наводнением.

18 августа 1960 г. в селе Арбакар Забайкальского края участники похода спустились в угольную шахту в сопровождении медицинского работника и бригадира.

И велосипеды новые тоже не потребовались, их удавалось ремонтировать в пути.Но однажды путешественникам всё же подарили новый велосипед, и тогда они разобрали его на запчасти, чтобы подремонтировать свои.

Дневник в письмах

Легендарная поездка, отмеченная гибелью Л.Альсейки, отражена и в открытках, которые А.Кнашас отправлял домочадцам – 183 штуки, ровно столько, сколько дней длился поход из Клайпеды во Владивосток и обратно. Альгимантас писал в Клайпеду каждый день.

Некоторые открытки испещрены мелким шрифтом, некоторые лаконичны, но на них зафиксирована непростая и драматичная история похода.Первое письмо-открытка было отправлено в день отъезда, 1 мая 1960 года – из Кальтиненай.

«До цели этого дня мы добрались в 21.30. Ветер дул нам в спину, за Ретавасом накрапывал дождь. Настроение у всех хорошее, велосипеды целы. В Кальтиненай нас обеспечили ночлегом и горячим кофе. Мы попали на вечер выпускников и после него встречались со зрителями. И сам городок, и его люди приняли нас тепло. Гладкой дороги! Альгис», – писал А.Кнашас.

4 мая открытка была отправлена уже из Беларуси, из городка Засковичи. Еще через десять дней – из Москвы.Весточку близким Альгимантас отправил и в тот трагический день 19 мая, когда погиб руководитель их группы Л.Альсейка.

«Хотя настроение у нас никакое, но обещания нужно выполнять», – написал А.Кнашас в Клайпеду.Последняя открытка пришла из Латвии, из Даугавпилса. Домой участники велопохода возвращались поездом.

«Просыпаюсь, еще темно. Неспокойно, ведь это последняя ночь. Еще Российская ССР, но скоро граница, а затем еще одна. Да, за один день мы пересекли четыре республики. Познакомились с соседями. Завтракаю в Даугавпилсе, знакомые места. Пограничная зона, первые литовские газеты», – написал 28 октября 1960 г. домой в Клайпеду А.Кшанас – единственный живой участник легендарного похода, который длился больше полугода.А.Кнашас (1933 г. рожд.) – последний из ныне здравствующих участников той команды, все его соратники, некогда вместе с ним преодолевшие почти 11 тыс. километров, уже ушли в мир иной.

29 мая 2021 года

Аста Диковене a.dykoviene@kl.lt

Наш комментарий в обращении к редактору еженедельника:

Этот материал Асты Диковене в последнем номере «Клайпеды» прекрасен для людей старшего поколения и поучителен для молодёжи! Хотелось бы разместить его на нашем сайте с фотографиями от участника уникального велопробега от Балтики до Тихого океана!
Прошу поделиться с нами этой необходимой в наше время информацией — с текстом и фотографиями!
Асте Диковене наш поклон и уважение за добротное изложение сути давнего события! Анатолий Лавритов