ВЗГЛЯД ИЗ ЛИТВЫ

ВЗГЛЯД ИЗ ЛИТВЫ

 

 

От редакции сайта. Предлагаемый читателям  материал из журнала «Наш современник» прислал нам московский друг Хомутов И.Ф.

И поскольку формат публикации потребовал дополнительного копирования, помощь редакции оказали парни из Калининграда.

**********

 

«Это письмо в редакцию написал Ярас Валюкенас, сын литовцев, сосланных в 1949 в Казахстан. Он родился в 1959 году в городе Темиртау Карагадинской области. В Казахстане окончил среднюю школу, потом работал на многих объектах энергетики Советского Союза. Был увлечен работами Михаила Булгакова, Федора Достоевского и других классиков. Распад СССР и трагические события, с которыми пришлось столкнуться в Средней Азии с конца восьмидесятых, изменили его жизнь. В 2000 году он получил гражданство Литвы и перевез в эту республику свою семью, одновременно продолжая оставаться гражданином Казахстана. Автор видеопроекта «Вперед в прошлое».

Нам показалось, что свидетельства человека с такой насыщенной биографией будет крайне интересно нашим читателям.

-В Литве мне часто задают один вопрос — почему в своих публикациях или видео я так упорно защищаю Советский Союз? Прежде чем ответить, хочу сказать: в те времена я не был сторонником советской номенклатуры, я даже в комсомоле не состоял. Как и многие мои дворовые друзья, не мог терпеть лицемерия, которое во времена моей юности, ближе к середине 70-х, начало заметно возрастать в обществе. Уже в то время начала появляться так называемая золотая молодежь, спецпайки для партийной элите и некоторые другие признаки общественно-социальной деградации.

Не скрою, я был и остаюсь сторонником советского образа жизни и тех ценностей, которые отражались в книгах, мультфильмах и фильмах моих детства, юности и молодости. Мы дорожили этими ценностями и даже были готовы многим жертвовать, защищая их. Сторонником коммунистической идеологии я стал уже после распада СССР, когда увидел и прочувствовал на собственном опыте последствия провозглашаемой демократии и свободы человека от всего человеческого. Я благодарен истории за этот урок, который она преподнесла мне в 1991 году, этот урок на многое открыл мои глаза!

Особо ярко это понимание отразилось в моем сознании уже в Литве. Безрассудные действия литовских политиков-перевертышей из бывших активных коммунистов и комсомольцев — невольно наводили меня на более глубокие размышления. Из воспоминаний многих ссыльных знаю, что литовская политическая элита со времен президента Сметоны всячески избегала любой ответственности, ей предпочтительней  было найти могущественного хозяина на стороне и свалить возникающие проблемы на него. Отец при жизни часто вспоминал слова известного литовского поэта Антанаса Мишкиниса, с которым некоторое время в 1948 году находился на пересылке в Мордовии. Мишкинис называл литовских политиков «проститутками». «Независимость государства для литовских элит всегда была самым страшным кошмаром, они всеми способами избегали её», — часто повторял поэт. С тех времен мало что изменилось.

В последние годы я все чаще анализирую советский период и прихожу к однозначному выводу: рождение СССР не могло быть следствием заранее спланированных и продуманных действий людей. Подобный поворот событий не могли предвидеть ни большевики, ни те, кто в феврале 1917-го планировал развал России. Сама идея коммунизма не нова, принцип коммуны был заложен в основу всего биологического мира от начала его создания, он также присутствует во всех религиозных и философских учениях. В конце концов, человеческий организм как прообраз здоровой социально-общественной системы создан и способен существовать только по его принципу.

Каждая клетка нашего организма — отражение отдельно взятого человека или семьи, сам организм — это государство или община. Все клетки работают на благо   общего организма: будет хорошо всему организму — будет хорошо и каждой его клетке. Да, подобная социальная модель напоминает коммунистический строй, в котором на общую цель требуется от каждого по способностям, и дается каждому по его потребностям. Но так устроен созданный Богом и природой физический организм. Начни клетка потреблять больше, чем ей необходимо, и со временем непременно возникнет раковая опухоль, которая станет уничтожать соседние клетки.

Удивляет то, что люди, находясь веками в поисках справедливой социальной модели, не замечают этого. А может, им просто кто-то не дает открыть глаза? Невольно задумываешься над тем, что само общество скорее всего находится под влиянием определенных сил и уже не способно объективно осмыслить принцип и смысл своего бытия. Все напоминает времена Адама и Евы, которые, поддавшись искушению змея, вкусили плод от древа познания добра и зла, за что лишились вечной жизни и были изгнаны из райского сада. Позже общество, также поддавшись искушению, отвергло Иисуса Христа, который явился к людям на Землю и принес себя в жертву в искупление их грехов.

Затем через две тысячи лет вышедшая на улицы городов искушенная пороком греха толпа отвергла и предала коммунистические идеалы, втоптав в грязь истинных коммунистов, отдавших свои жизни за их же будущее. Многие считают коммунистов той эпохи исключительно материалистами, но вот что-то не вяжется подобная версия с верой того поколения в идеалы. Жертвенность и ее значение в сознании многих из них полностью соответствовали духовному уровню избранных.

«Я — беспартийный, но в бой иду коммунистом, и если меня убьют, то прошу считать меня коммунистом», — такие заявления о приеме в партию писали бойцы Красной армии перед смертельной схваткой с фашистами. Именно Вера в высокие идеалы коммунизма обеспечила победу советского народа в Великой Отечественной войне и сохранила нашу страну.

Анализируя происходящие в мире события, трудно не согласиться с тем, что Христос и коммунисты первого пришествия, назовем их так, выполняли похожие по замыслу задачи. В 1905 году Ленин, сравнив евангельскую «жатву» земли символическим серпом, писал в работе «Что делать?»: «Наше дело теперь бороться с плевелами… Вырывая плевелы, мы тем самым очищаем почву для возможного произрастания семян пшеницы… Мы должны готовить жнецов, которые сумели бы и косить сегодняшние плевелы, и жать завтрашнюю пшеницу». Конец лукавого века знаменовала свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция. Серп и молот, изображенные на советском гербе, могут иметь совершенно иной глубинный смысл, а наш мир скорей всего уже находится на пороге той самой великой жатвы, о которой говорил Христос, а затем повторил Ленин.

Антисоветские пропагандисты называют советский период безбожным, это лживое утверждение в большей степени повлияло на разрушение единства людей в СССР. Многие просто не осознавали, что историю, как и советский период, нельзя оценивать однозначно, и многое из того, что происходило в то время, трудно себе представить даже сегодня. К примеру, по признанию многих российских священнослужителей и историков, именно 1943-1953 годы были золотым десятилетием отношений Церкви и советского государства. Никогда ни до, ни после в ХХ-ХXI веке таких отношений — взвешенных, понятных обеим сторонам — не было. Иосиф Сталин впервые в новой истории предпринял удачную попытку снизить накал противоречий между материальным и духовным миром.

В наше смутное время, когда ложь становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, как никогда востребован универсальный способ определения истины. И такой способ имеется: «по плодам их узнаете их». Иногда разбирает смех, когда, к примеру, тут, в Литве, видишь безуспешную борьбу литовских консерваторов с советским наследием.

Как ни крути, а получается, что уничтожение этого наследия неизбежно ведет к потере значительной части территории, а это означает и конец государственности. Если копнуть еще глубже, то мы увидим и то, что многие новые государства, появившиеся на свет, должны быть благодарны именно большевикам за свое рождение. Безуспешная борьба с советским наследием ведется буржуями на всем пространстве СССР, даже разворовать его богатство ненасытные капиталисты не могут. Не под силу им поглотить этот громадный плод наследия социализма, на который всем нам также стоит посмотреть внимательней и сделать определенный вывод.

Современные лжепропагандисты, не в силах опровергнуть величину и значение наследия советской эпохи, придумали новую страшилку для масс. Теперь они утверждают, что цена этого плода в людских потерях и страданиях чрезмерно велика. История — это не овощной рынок, в жизни, как правило, цена на худые плоды того или иного исторического периода гораздо выше, чем на хорошие. Катастрофическое падение рождаемости, высокая смертность, деградация науки, культуры, образования, отсутствие экономической стабильности, рост агрессии и недоверия в обществе — это то немногое, что было утеряно вместе с советской идеологией. Все познается в сравнении — это правило никто пока не отменял, как говорится, было бы что сравнивать.

Никто не сможет отрицать того, что любому человеку в современном мире для созидательной и творческой деятельности необходимы четыре базовых условия: первое — это крыша над головой, второе — это работа, третье это — медицинское обслуживание и четвертое — это образование. Назовите хоть одну страну, кроме СССР, в которой государство обеспечило всеобщую равную доступность для получения этих материальных благ? Именно Советский Союз первым создал и сделал бесплатными все базовые потребности человека. Оплата за жилье была просто мизерной, люди понятия не имели о безработице, медицина была на самом высоком уровне, как и образование. Кроме этих базовых условий, в каждом городе существовали сотни бесплатных спортивных секций, бесплатные пионерские лагеря для детей, для отдыха рабочих существовали дома отдыха и курорты, строились дворцы культуры, кинотеатры, столовые, кафе и многое другое.

Большинство того, что необходимо человеку для его жизни и развития, предоставлялось государством бесплатно, именно этот факт несет самый важный глубинный смысл. Каждый советский человек помнит, как нас с детства учили и в школе, и дома родители всегда безвозмездно помогать людям. Возможно, не все в то время придавали этому большое значение, а ведь это важнейшая деталь советского воспитания и отношения государства к человеку.

Я уже не раз говорил, повторю еще: за все время жизни в СССР я никогда не слышал слова ВРАГ, нам никогда не говорили о вражеских государствах даже в период «холодной войны» с Западом. Да, осуждали империализм, капитализм, но никогда не конкретных людей или нации. В самые тяжелые времена ненависть даже к врагам осуждалась на самом высоком уровне, она была непозволительна и в диалогах между людьми тех лет.

Впервые такие слова «враг» или «вражеские государства» я услышал только в Литве. Также именно тут я впервые понял, как на самом высоком политическом уровне генерируется ненависть к своим историческим соседям.

Хочу сказать еще раз: в моей семье отец и два его брата в войну были на стороне тех, которых сейчас называют «лесными братьями», они воевали против советской власти. Со стороны мамы два моих родных дяди воевали в составе Красной армии, один из них погиб в самом начале войны, второй прошел всю войну. Отец и мама, бывшие враги, живя в одном городе, смогли подружиться и оставались друзьями до самой смерти. Мои родители создали семью и прожили вместе долгую жизнь. По иронии судьбы, одним из первых моих дошкольных друзей был сын немецкого военнопленного. В нашем дворе были дети фронтовиков, репрессированных, ссыльных и военнопленных, мы жили как одна большая дружная единая семья. Что такое национальность, в наши детские годы практически никто не знал.

Я хорошо помню, как еще в 60-х годах строились отношения между представителями различных национальных групп, их было в Казахстане много среди сосланных. К примеру, немцы или чеченцы, находясь в обществе, где хотя бы один человек не понимал их языка, автоматически переходили на тот язык, который понимали все. Считалось неприличным говорить при людях на своем родном, если тебя кто-то из них не понимает. Это правило никто не навязывал насильно, люди из уважения друг к другу сами так решили.

Сегодня наш мир буквально утопает в различных взаимных обвинениях, виноваты Россия, русские, евреи, религии, коммунисты, капиталисты… Перечислять можно до бесконечности. Во всем этом массовом безумии людей есть одна очень важная сторона: нам, как детям, наглядно демонстрируется связь между человеком и окружающей его природой, которая также начала вести себя непредсказуемо с явным отклонением от всех норм.

Даже самые упорные материалисты не могут отрицать того, что разрушительные процессы затрагивают не только самого человека и различные сферы его деятельности, но и окружающую нас природу. Люди ослепли, они ищут причину надвигающейся трагедии в повышении различных выбросов в атмосферу, ищут средства борьбы с пандемией и другими болезнями. Но ведь главная причина кроется внутри нас самих».

Ярас ВАЛЮКЕНАС,

Литва

19.05.2022 (поступление в редакцию).

http://www.nash-sovremennik.ru/archive/2022/n2/2202-23.pdf