Дела не столь отдаленные…

02.09.2019-концлагерь-загружено23 сентября в Литве считается Днем памяти геноцида евреев. В 1943 году именно в этот день началась ликвидация большого Вильнюсского гетто. Не менее 30 тысяч граждан еврейской национальности были вычеркнуты из списка живых…

*********

«Почти девять тысяч убийц зоологической жестокости»: как избавлялись от гетто Вильнюса (Baltnews, Литва)

В канун Дня геноцида евреев, 20 сентября, президент Литвы Гитанас Науседа наградил 38 человек крестом за спасение погибающих. Они спасали евреев, невзирая на опасность для собственной жизни и жизни своей семьи. К сожалению, церемония не получилась трогательной.

Во-первых, потому что 34 спасителя удостоились высоких наград посмертно. Из четырех здравствующих смогли приехать двое, другим встретиться с президентом не позволило здоровье.

Во-вторых, глава государства не сумел выбрать подходящую случаю тональность выступления. Речь его получилась, на наш взгляд, по-чиновьичьи казенной. К тому же выступление Науседы — практически копия выступления Дали Грибаускайте 29 августа 2016 года в Молетай.

В 1941 году в местечке в одну ночь была уничтожена почти треть городского населения — 2 тысячи евреев.Вспоминая трагедию, Грибаускайте тогда отделалась классической казенщиной, говоря о «бескомпромиссном обязательстве для всех жителей Литвы бороться с ненавистью, насилием, дискриминацией и равнодушием» и о заметном улучшении официальных отношений с Израилем.

При этом она похвалила литовцев за способность «открыть глаза на самих себя», а также за смелость «перед лицом горьких моментов истории». «Литовское общество начинает открывать глаза на Холокост», — резюмировала Грибаускайте в конце августа 2016 года.А вот слова нового президента: «В эти дни пример спасителей евреев нужен нам как никогда. Нетерпимость снова поднимает свою мерзкую голову, питаемая циничными попытками набрать в дискуссиях политические дивиденды. Наших сограждан пытаются запугать — игнорировать это мы не можем», — сказал он.

О чем его речь? О свастике, появившейся перед Днем геноцида в центре Вильнюса у дверей офиса еврейской общины? Или о последователях причастного к Холокосту коменданта Шяуляй капитана Йонаса Норейки, самовольно установивших в столице Литвы памятную доску своему кумиру?

Или о России, которая пытается «запугать» не только литовцев, как утверждает глава государства, но и весь остальной цивилизованный мир? Именно об этом Науседа планировал говорить 23 сентября на сессии Генассамблеи ООН.В любом случае ударение в его речи по случаю Дня памяти геноцида евреев не поставлено, поэтому понимай так, как хочешь или как выгодно в данном конкретном случае.

Позиция национального лидера в области увековечивания литовского Холокоста и защиты исторической памяти оказалась невнятной.Как здесь не вспомнить 1995 год? Тогда главой литовского государства, покойным Альгирдасом Бразаускасом в Израиле были принесены публичные извинения и озвучены обещания преследования литовцев, причастных к массовому уничтожению евреев во время немецкой оккупации.

Четверть века пролетела, однако ни одного шага в обозначенных направлениях не сделано. Глаза страны на тягчайшие преступления литовских националистов не раскрылись ни к августу 2016 года, ни к сентябрю 2019-го. Или им не давали и не дают раскрыться? С вопроса, почему в Литве так невнятно звучат слова, когда речь заходит о Холокосте, Baltnews начал беседу с общественником и любителем истории Сергеем Резником.

Baltnews: Г-н Резник, что не так с исторической памятью Литвы в отношении Холокоста?

Сергей Резник:  С 22 июня 1941 года по август 1944-го немецкие нацисты вкупе с литовцами-пособниками уничтожили более 90% еврейского населения [Литвы]. Точные цифры неизвестны, но можно вести речь примерно о 200 тысячах граждан Литвы еврейской национальности. Убивали их планомерно и жестоко, садистски.

Сжигали в синагогах, как в Зарасай. Закапывали живьем, как в Укмерге. Топили в реках, как в пригородах Каунаса. Изуверски пытали, как в Кретинге, чтобы расстрелять морально сломленных в лесу в Квещай у палангского шоссе. Евреев вырезали под корень.Честную литовскую прессу недавно обошли слова профессора Пинхоса Фридберга.

Он напоминал, цитирую, «Гирш, отец жены, и ее дедушка Иосиф были отправлены из концентрационного лагеря для евреев Каунаса в концлагерь Дахау, бабушка Стерле — в Саласпилс, где и погибли».

А вот воспоминания раввина Эфраима Ошри, преподавателя ешивы в местечке Слободка, цитирую: «Вечером в среду [25 июня] литовские фашисты в сопровождении толпы любопытных вошли в еврейскую часть Вилиямполе с топорами и пилами. Начав с улицы Юрбарко, они ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, от комнаты к комнате и убивали каждого еврея на своем пути, старого или молодого».02.09.2019-1019358680IX форт в Каунасе. Во времена нацистской оккупации девятый форт использовался как место массовых расстрелов людей

Уму непостижимо! Середина ХХ века, а убивали несчастных, деморализованных евреев топорами и пилами. Когда сталкиваешься с рассказами выживших в Апокалипсисе, то понимаешь, что в те годы на землю Девы Марии возвратилась средневековая инквизиция. О чем в таких обстоятельствах этническим литовцам говорить внятно? Не о чем абсолютно.В документах от 1 декабря 1941 года сохранились леденящие душу строки: «Акции в самом Каунасе… надо рассматривать, как парадные расстрелы…».

Нетрудно представить, с какой зоологической жестокостью совершались непарадные экзекуции. Президент Науседа 20 сентября подчеркнул — местная еврейская община была уничтожена в том числе и в результате «выбора сограждан»: «Она пострадала также и в результате выбора сограждан. Нам следует это признать и с этим примириться».

Но часть политических элит и рядовых обывателей совсем не жаждет признания вины отцов и дедов. Арвидас Анушаускас, многолетний депутат Сейма, разродился оригинальной версией истоков литовской части Холокоста. Он полагает, что «литовцы убивали евреев за то, что евреи с радостью встретили установление советской власти и всячески помогали русским «оккупантам». Ну это же, простите, откровенный бред.

Неужели все 200 тысяч, как один, восторгались рабоче-крестьянской властью? Зачем нужно было уничтожать семьи по корень, убивая даже младенцев 1941 и 1942 годов рождения? Их вина в чем? К слову, на днях в информационном поле мелькнула новость, что Анушаускас с юной супругой ждут первенца. Будущий ребенок безгрешен и чист, как ангел. А сколько таких ангелочков не появилось на свет из-за того, что их убивали вместе с их беременными еврейскими матерями?

И вот о чем важном еще хочу сказать: сегодня пропагандисты обожают искать литовские корни у знаменитостей, подчеркивая тем самым некую особенную энергетику земли Девы Марии. Там известный математик из литваков, здесь — оскароносный актер Голливуда, рядом — выдающийся скрипач, а вот лауреат Нобелевской премии по химии с четко прослеживаемыми литовскими корнями. Хочу спросить пропагандистов, эксплуатирующих модную тему: сколько Нобелевских лауреатов, талантливых музыкантов и актеров могло бы явиться миру из тех 200 тысяч безжалостно убитых, сожженных, замученных? Кто способен подсчитать?

— Упомянутый вами Анушаускас в Литве не одинок…

— Увы, имя им легион. К счастью, существуют иные взгляды. Например, историк Томас Лэйн в своей книге «Литва: путь на Запад» следующим образом объясняет позицию литовских властей по данному вопросу: «Литовцы из-за долгой жизни за „железным занавесом» не оценили чувствительности западной общественности к теме Холокоста. Их попытки отрицать массовое участие литовцев в геноциде евреев, а также частично оправдывать его участием евреев в советизации Литвы, не вызвали понимания».

Факт остается фактом: памятники палачам стоят по всей Литве, а памятников спасителям евреев нет ни одного. Именами тех, на ком, по мнению литовского еврейского сообщества, лежит ответственность за уничтожение большей части евреев-граждан Литвы названы улицы и школы. В 2012 году в родном для меня Каунасе с почестями были перезахоронены привезенные из США останки негодяя, напрямую ответственного за Холокост. Его фамилию даже называть не хочу. Однако для части населения и истеблишмента он — национальный герой.

— Интересно, а памятники спасителям евреев в Литве есть?

— В 2016 году интеллектуалы, в частности, пианист Каплан, потерявший в Холокост сто родственников, призвал пересмотреть отношение власти к литовским праведникам мира и поставить им памятник, чтобы «евреи могли и для этих святых людей приносить цветы и зажигать памятные свечи». Опять цитирую: «Я хочу, чтобы улицы, школы, скверы не называли в честь тех, кто участвовал в этой трагедии своими грязными руками. Я хотел бы видеть увековеченные имена наших праведников на улицах, имена тех героев, которые, рискуя, спасали евреев и совесть литовского народа». Минуло три года. Пожелания еврейской интеллигенции для власти — как камень в болото. Даже кругов нет.

— Известно, что сегодня появилось желание пересмотреть значение самого определения «гетто»…02.09.2019-1019491681— Инициатива принадлежит уже упомянутому мною профессору Фридбергу. В одной из своих статей он задался вполне законным вопросом. Чтобы не перевирать мысль, процитирую текст: «Хотелось бы понять, каким образом в наше время в ряде современных документов произошла подмена термина „концентрационный лагерь для евреев» на средневековый термин „гетто», который всего лишь предполагает место компактного проживания евреев, но не лишения их всех прав собственности и права на жизнь?Интересно было бы узнать, кто, когда и с какой целью произвел подмену? Почему я об этом спрашиваю?02.09.2019-1018272137Потому что кое-кому подобная подмена позволяет утверждать, что фактические организаторы преследования евреев и создатели концентрационных лагерей в Литве не предполагали трагических последствий своей деятельности. А, значит, не причастны к Холокосту. Приходится напоминать, что Холокост — это не только расстрельные рвы, но и заключение евреев в концлагеря, где они были лишены судебной защиты, собственности, еды, лекарств, адекватной медицинской помощи, подвергнуты беспрецедентному моральному унижению».02.09.2019-1019491563Вопрос от Фридберга позволяет предположить, что медленно наступает время ответов на многие вопросы, которые в разные годы по разным причинам предпочитали хранить в тайне.

— Возвратимся к спасителям евреев. Они ведь сильно рисковали. Если бы вскрылась правда, пощады бы от немецкой оккупационной администрации не было?

— За сокрытие евреев полагался расстрел, в лучшем случае — концентрационный лагерь. Я преклоняю голову перед отчаянным мужеством спасителей. Однако в этом вопросе все не так однозначно, как представлено на парадной стороне.Официальная история утверждает, что в Холокосте участвовало около 2500 литовцев. Конечно, это сильно заниженная цифра. Свидетели того ужаса рассказывают, что даже 12-летние мальчишки и 15-летние подростки с азартом помогали взрослым отлавливать евреев, вынюхивали следы, вытаскивали из разного рода укрытий.

Еще большее количество граждан занимались грабежом, мародерством, официально становились владельцами движимого и недвижимого имущества уничтоженных. Вот что пишет в своих дневниках охотник за нацистскими преступниками, подполковник НКВД Нахман Душанский*, кстати, литовский еврей:02.09.2019-Нахам-1-153«Со временем мы имели поименный список на 8800 человек, непосредственно участвовавших в расстрелах, служивших в карательных полицейских частях, в „шуцманшафтбатальонах», сформированных из литовцев, и всю документацию, позволявшую отследить по месяцам кровавый путь каждого полицейского карательного батальона, начиная со дня его формирования, и отдельно — полный список командного состава этих батальонов».

Почти 9000 профессиональных убийц — и это далеко не полный список. Но в любом случае это в четыре раза больше, чем утверждает современная литовская история. К слову, эхо Холокоста в Литве растянулось по времени на годы. Тот же Душанский рассказывает о допросе плененного «лесного брата» спустя несколько лет после окончания войны. Цитирую: «Во время допроса спрашиваю у одного из взятых в плен бандитов из группы Лукши: «Ну, ладно, стреляли вы раньше в милиционеров, в коммунистов, в красноармейцев и „ястребков», но своих, простых литовцев, за что убивал? Лесника за что убил? Он же с нами не сотрудничал…».

Услышал от «повстанца» в ответ: «А этот лесник в войну 10 евреев спас, за это и поплатился»… Проверили, и оказалось, что действительно этот лесник у себя укрывал от немцев и полицаев 10 человек, сбежавших из каунасского гетто, и среди них подпольщика Мишу Мусуласа, который этот факт подтвердил», конец цитаты. И вот что еще отмечает офицер: «Слово „евреи» в протоколах допроса не разрешалось употреблять, писали так — «…убили мирных советских граждан…».

Любопытно, есть ли среди фамилий почти 900 спасителей евреев фамилия этого лесника? Есть там каунасский рабочий Стасис Йовайшас, летом 1941 года скрывавший в своем доме 16 евреев? Есть Элена Пакальнене и другие женщины из Утены, пробовавшие спасти 2000 еврейских детей? Евгения Равичюте в феврале 1942 года спасла беглеца из виленского концлагеря — есть она в списках?Мне не хотелось бы, чтобы среди спасителей евреев оказались люди, делавшие это не по зову сердца, не сострадания, а за деньги или золото. Такие были, свидетельств достаточно. Хочу, чтобы в списке заглавными буквами были выписаны фамилии тех, кто спасал евреев в 1941-1942 годах. Это настоящие праведники, а не спасители из последних дней немецкой оккупации 1944 года, спасавшие несчастных ради спасения самих себя.

Президент Науседа 20-го сентября подчеркнул, что «литовцы едва ли не активнее других народов Восточной Европы участвовали в спасении евреев, раскрывая тем самым истинные ценности нашего общества».

— Возможно. Не берусь спорить. Но, думаю, есть и более яркие европейские примеры. Например, из Нидерландов или Венгрии. Вот что нам говорит немецкая статистика: к маю 1943 года в Литве осталось только 44 тысячи 584 еврея. Из них в каунасском концлагере — 15 тысяч 875, в вильнюсском — 23 тысячи 950, в шяуляйском — 4759.

Остальные 160 тысяч сгинули.

Лейла Акбашева

23.09.2019

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

https://baltnews.lt/Russia_West/20190923/1019491474/Pochti-devyat-tysyach-ubiyts-zoologicheskoy-zhestokosti-kak-izbavlyalis-ot-getto-Vilnyusa.html

___________

* Нахман Душанский: литовский чекист, которого «лесные братья» боялись больше всего

Литовец Нахман Душанский потерял в Великой Отечественной всю свою семью – ее убили «лесные братья».

Любопытны свидетельства самого Нахмана Ноаховича, рассказывавшего о том, как он боролся с коллаборационистами. Кем он был до войны Нахман Ноахович (Николай Николаевич) Душанский – довольно противоречивая историческая личность.К примеру, литовское правительство официально поставило его вне закона, подтвердив, что с начала Великой Отечественной войны он служил в МГБ СССР и якобы был причастен к геноциду – в конце июня 1941 года в Райняйском лесу (северо-запад Литвы) были расстреляны десятки евреев. Якобы Душанский имел к этому отношение (что не доказано).

Сам Душанский в 2008 году умер в Израиле и до последних дней отрицал обвинения литовских властей в участии в незаконных убийствах «радетелей за свободу независимой Литвы [во время Великой Отечественной войны]».Подробностей этого расстрела нет, поэтому у данного события вольная трактовка.

Чем он отличился

Израильский публицист Григорий Койфман пообщался с ветераном Великой Отечественной войны Нахманом Душанским и расспросил его о героическом прошлом. Нахман Душанский к концу войны, в 1944 году, возглавлял каунасское отделение по борьбе с бандитизмом. Одно из основных направлений работы ОПБ в эти годы – «выкорчевывание» «лесных братьев» – коллаборационистов, скрывавшихся в литовских лесах.

Душанский к тому времени был уже опытным сотрудником НКВД (МГБ). В его подчинении служили демобилизованные, бывшие «смершевцы». По словам Душанского, на территории Литвы в конце 40-х годов действовали свыше 3 тысяч коллаборационистов, включая агентов абвера.В составе 5-го отдела НКВД Душанский работал, выявляя бывших сотрудников СД и гестапо. В Каунасе гитлеровцы оставили «смершевцам» почти полный архив разведшколы абвера. Душинский рассказывал, что у чекистов имелись данные на почти 9 тысяч литовцев, участвовавших в расстрелах, карательных операциях.

Кроме того, чекисты располагали иными документами гитлеровцев, которые те не успели уничтожить, убежав из Каунаса и Вильнюса. Душанский в интервью Койфману говорил, что в конце 40-х годов его подчиненные в Литве составили список в более чем 3 тысячи человек, служивших в полицейских батальонах – они так или иначе имели отношение к уничтожению на территории республики свыше 70 тысяч евреев более 20 тысяч пленных красноармейцев.

Душанский использовал и собственные архивные данные, полученные по личным каналам, для выявления и ареста пособников гитлеровцев. Для этого потребовалось в 1949 году ездить в Берлин. МГБ практиковало внедрение в среду своих сотрудников,Душанский утверждал, что Юозас Лукша, один из самых активных лидеров антисоветского подполья, был изобличен именно благодаря разработке МГБ (Лукша погиб; застрелен при спорных обстоятельствах задержания).

По словам Душанского, МГБ разрабатывало и ключевых лиц в руководстве литовской BDPS – организации, намеревавшейся организовать теракты в СССР в 40-х годах, и именно благодаря своевременной реакции органов госбезопасности их удалось предотвратить.

Николай Сыромятников

27.09.2019
https://russian7.ru/post/nakhman-dushanskiy-litovskiy-chekist-ko/