Выставка ««Одна черта руки моей…»

Портрет эпохи в рисунках Пушкина» в Санкт-Петербурге

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

С 15 октября до 15 ноября 2018 г. в петербургском Музее Пушкина (Мойка, 12) работала выставка ««Одна черта руки моей»

На выставке были представлены копии пушкинских рисунков, переснятые с оригиналов, хранящихся в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) и Всероссийском музее А.С. Пушкина.

**********

 

Выставку подготовили Н.М. Введенская и А.Ю. Чернов. Появление этой выставки – результат труда нескольких поколений пушкинистов, исследовавших рисунки поэта. Предварительные итоги этого изучения подведены в каталоге Р.Г. Жуйковой «Портретные зарисовки Пушкина» (СПб, 1996).

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

«Мудрец брадатый» (Леонардо да Винчи ?). Рисунок на черновиках «Полтавы». 5 апреля 1828.

В пушкинском рукописном наследии около двух тысяч зарисовок. Портреты, пейзажи, интерьеры, жанровые сценки, автоиллюстрации.

А еще кораблики, днища челноков, пистолеты, мечи, шпаги, копья, кинжалы, плахи. Черти, ведьмы, монстры, висельники. Падающие треугольники — ножи гильотины. А после лета 1826 года ромбы вокруг зачеркнутого слова — изображения разверстых могил.

Пушкинисты второй половины XIX века мало обращали внимания на рисунки поэта. Относились к ним как «машинальному рисованию». Но когда в конце XIX века Россия отмечала столетье со дня рождения Пушкина, в печати всё чаще стали мелькать его рисунки. Прежде всего, конечно, его автопортреты и портреты ближайших друзей, те, чье сходство с оригиналами было очевидным.

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря 1825 года. Рисунок на отдельном листе, сохранившемся у Ф.Ф. Юрьева. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

По-новому на рисунки поэта взглянул в 1930-х А. М. Эфрос.

Он увидел в них род графического дневника. Дневник, но особый.

Пушкин «будил мечту сердечной силой», вызывая для немой беседы или тени прошлого, или образы живых своих друзей и врагов.

Поэт воссоздает не столько внешние черты, сколько графическую формулу конкретной души. Точны и пейзажные зарисовки. Анна Ахматова догадалась, что Пушкин искал голодаевскую могилу казненных декабристов.

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

 

Портрет будущей тещи Н. И. Гончаровой.

Рисунок на отдельном листе в Ушаковском альбоме. 1829.

С подписью «Маминька Карса». Карс — название неприступной турецкой крепости и прозвище Н. Н. Гончаровой.

Этот её вывод позднее был подтвержден зарисовками поэта в его рабочих тетрадях 1827, 1828 и 1833 гг.

А в 1989 г. академик Б. В. Раушенбах провел топографическую экспертизу этих рисунков.

После того, как совместная поисковая экспедиция Музея истории города и журнала «Огонёк» обнаружила здесь древнее захоронение с применением негашеной извести, он писал: «Сравнение плана Ф. Шуберта 1828 г. с семью рисунками Пушкина… показывает удивительное соответствие рисунков плану и одновременно их внутреннее соответствие.

Рисунки свидетельствуют об удивительной зрительной памяти Пушкина. Так, изображенный на двух зарисовках 1827 г. камень показан поэтом с разных точек зрения, как бы в двух проекциях. Точно изображено взаимное расположение деревьев, высот и береговой линии.

Таким образом, вывод, подтвержденный пробами из скважин, что декабристы похоронены на острове Гонаропуло (Гунаропуло), не вызывает у меня сомнения». С выводами Раушенбаха согласились А.М. Панченко и Д.С. Лихачев. (Об этой поисковой экспедиции на Голодае см. книгу А. Ю. Чернова «Длятся ночи декабря». М., 2008).

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

Михаил Бестужев-Рюмин с петлей на шее. Рисунок на черновиках I песни «Полтавы». 1828

 

Организаторы выставки сердечно благодарят сотрудников рукописного отдела Пушкинского Дома Татьяну Царькову, Татьяну Краснобородько и Александра Дубровского за многолетнюю помощь в работе, а также сотрудников отдела пушкиноведения Марию Виролайнен, Сергея Фомичева и Сергея Лунца.

***

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

 

 

 

Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса, с пометой «Не искушай (сай) меня без нужды». Рисунок из Ушаковского альбома. 1829.

 

 

 

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

 

 

Место могилы декабристов на голодаевском взморье (остров Гоноропуло).

Рисунок на отдельном листе в Третьей масонской тетради. 1827.

 

 

 

 

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

Михаил Лунин. Рисунок на черновиках I песни «Полтавы». 1828.

 

 

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

 

 

 

Елизавета Воронцова. Рисунок на отдельном листе с надписью «ghillieman» (?). 1829.

 

 

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

 

Вольтер и молодой Наполеон. Рисунок на черновиках «Полтавы». 1828.

 

 

 

 

 

Выставка "«Одна черта руки моей…»

 

 

 

Вид Лицея. Рисунок на черновике VIII главы «Евгения Онегина». 1830

 

13 октября 2018

https://philologist.livejournal.com/10512727.html